ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ. КУПРИЯНОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА - ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 167»
Обобщение опыта педагогической деятельности «Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников при ознакомлении с природой»Родная природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко распахнутыми глазами и замечает все: крохотного паучка в густой траве, подвижного жучка на зеркальной поверхности воды, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками, знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир. События, увиденный наяву и пережитые во время прогулки, найдут свое непосредственное отражение в продуктивном детском творчестве. Впечатления, полученные в результате общения с природой активизируют процессы художественного восприятия. Природа своей красотой поможет развитию изобразительной деятельности, разовьет восприятие детей. Любое новое впечатление, полученный образ преломляется дошкольником через его уникальный и неповторимый внутренний мир, получает свой колорит. Сначала мы проанализировали изобразительная деятельность детей по методике Г. Г. Григорьевой. Развитие изобразительной деятельности детей диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей в организованной и повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются правильность выполнения задания, степень самостоятельности и наличие проявлений творчества и соответствие возрасту. Исходя из результатов обследований, стало видно, что развитие изобразительной деятельности детей соответствует норме. Дети изображают предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, закрашивания, с дополнительной помощью передают несложный сюжет, украшают силуэты игрушек элементами росписей. У детей есть представления, полученные ими как в стихийном опыте, так и в процессе воспитания и обучения в детском саду. Однако эти представления отличаются неконкретностью. Дети затрудняются в самостоятельном выборе выразительно-изобразительных средств. В результате детские работы бедны по содержанию, графические навыки и умения несовершенны. Среди показателей уровня развития изобразительной деятельности по методике Г. Г. Григорьевой хуже восприятие предмета и изобразительные умения. На основании вышеизложенного, мы ставим следующие цели и задачи работы. Цель работы: развитие изобразительной деятельности детей, формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности при ознакомлении с природой. Задачи: Обогащать представления детей об окружающем мире, природе. Способствовать развитию замысла и технических умений у детей младшего дошкольного возраста в рисовании. Расширять знания детей о нетрадиционных изобразительных материалах и техниках работы с ними. Развивать технику работы с различными художественными материалами Работу в основном этапе по развитию изобразительного творчества стерших дошкольников мы строили по следующим этапам, представленным на экране: I этап: Накопление непосредственных впечатлений о природе. II этап: Овладение техникой и развитие изобразительных умений и навыков детей в изобразительной деятельности. III этап: Творческий. Сначала мы создали среду, так как предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности. В группе для детей мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами. Также в группе создан уголок ручного труда, в котором представлен разнообразный бросовый и природный материал, а также нестандартный изобразительный материал : тыкалки, штампы, твердые кисточки, пробки, печатки из картофеля, ластиков. После того, как мы создали развивающую предметно –пространственную среду и дети заинтересовались предложенным материалом для игр и рисования, мы пришли к первому этапу нашей работы. На I этапе работы нами были поставлены задачи Расширять представление у детей о природе Знакомить с отличительными чертами растений, животных. Воспитывать интерес и положительное эмоциональное отношение к природе. Создать условия для возникновения потребностей детей в самостоятельной художественной деятельности замечать красоту, необычность природы Развитие воображения, творчества, эстетического отношения к окружающему невозможно без накопления знаний, без обогащения жизненного опыта, без наблюдений. Нами был составлен перспективный план экскурсий в природу с учетом рекомендаций Г. Г. Григорьевой. С этой целью мы организовывали различные тематические прогулки, экскурсии (в сквер, на территории детского сада на огород, виртуальные экскурсии в зоопарк, парк, но поле и т. д., наблюдения начали с непосредственного восприятия образов природы. Наблюдение за сезонными изменениями в природе обогащают речь и впечатление детей. Мы обращаем внимание на красоту живой и неживой природы. Какие краски неба, земли? Какие сказочные, необыкновенные деревья? Умение видеть красоту, вглядываться в природу, наслаждаться, любоваться ею – это важно для развития изобразительной деятельности. Тонко подмеченный, искусно воспетый в стихах образ природы помогал детям увидеть, осознать волнующую прелесть увиденного. Итогом этих занятий и экскурсий стало не столько изображение природных явлений на бумаге, но и развитие речи детей, их образности, эмоциональности. Дети составляли рассказы о природе, пробовали сочинить стихи, загадки о природе. Из детских творений была составлена книга детских рисунков и высказываний о природе. Рассказы записывались и на телефонный диктофон. А к празднику 8 Марта в родительском уголке расцвели необычные цветы со стихами и рассказами детей о весне, маме, бабушке. В конце первого этапа дети накопили яркие, эмоциональные впечатления от природы, ее красоты На II этапе работы нами были поставлены задачи. - Формировать изобразительные умения и навыки в рисовании природы; -Формировать новые способы работы с изобразительными материалами; -Развивать умения самостоятельно использовать полученные здания и навыки в собственной изобразительной деятельности. Данный этап включал в себя серию занятий, которые были объединены единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с предметами природы, и учились новыми способами работы с изобразительными материалами, с которыми дети познакомились и пробовали с ними действовать в развивающей предметно-пространственной среде группы. Полученные умения побудили детей самостоятельно применять полученные навыки. На занятиях по изобразительной деятельности мы ознакомили детей с нетрадиционной техникой: рисования восковыми мелками, кляксографией, по сырому фону, углем, пастелью, восковыми мелками, использовали рис и манку в пластилиновых картинах. Основные методы данного этапа: Игры и игровые упражнения на закрепление приемов рисования в разных техниках; Дидактические игры: «Собери солнышко», «Посади грибы на полянке», «Накормим куклу», «Приглашение на чай» и др. Игры – путешествия. Вместе с котом Неумейкой мы отправляемся в лес, на полянку, в гости к Зайцу Степашке и тд. Игровые приемы при рисовании по технологии Г. Г. Григорьевой, Элементарные проблемные ситуации. Рисование природы, животных – достаточно сложная деятельность для ребенка. В связи с этим в организованной деятельности важно активизировать внимание детей, побудить их к совместной деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение и т. д. В конце второго этапа дети овладели нетрадиционной техникой изображений, стали использовать ее в свободной деятельности. Третий этап – развитие творческих способностей у детей при организации творческих занятий. Задачи этапа: содействовать развитию творческих замыслов, развивать умение детей замечать выразительность и своеобразие работ, зависимость выразительного образа от способов изображения. Особенно эффективны для развития инициативы, активности и самостоятельности занятия, на которых дети сами придумывают содержание своих работ. Мы предлагали вспомнить наши экскурсии, походы, путешествия с родителями, любимые сказки, песенки, стихи и выбрать по ним тему. Однако легко найти тему, гораздо труднее представить себе конкретное содержание рисунка. Решение этой задачи более ценно для развития творчества ребенка. Наблюдения показали, что дети стали чаще рисовать самостоятельно, повторяя темы занятий. Дети получали удовольствие от манипулирования с изобразительным материалом. В процессе обучения отмечались индивидуальные предпочтения детей, свидетельствующие о развитии индивидуальности видения. Овладев нетрадиционными техниками, дети использовали их по - своему. Одни дети рисуют, повторяя темы, другие варьируют изображения, смешивают техники, Костю К. интересует лишь возможность рисовать, пачкать пальцы и руки при печатанье на листе. В повседневной жизни детей довольно часто у большинства появился перенос усвоенных изобразительных техник и навыков в собственную творческую деятельность. То есть результаты рисования стали привычным материалом в игровой деятельности детей. В повседневной жизни у большинства детей появился интерес переноса усвоенных изобразительных техник и навыков в собственную творческую деятельность. Повторная диагностика по методике Г. Г. Григорьевой показала, что количественные и качественные изменения произошли у каждого ребенка. Даже у детей высокого и среднего уровня увеличился положительный эмоциональный настрой, улучшилось техника. Дети стали использовать нестандартные материалы, научились сочетать несколько техник и приемов рисования. Таким образом, результатами нашей работы стали: Обогатились представления детей об окружающем мире. Развился замысел и технические умения у детей младшего дошкольного возраста в рисовании, используя нетрадиционные техники Дети познакомились с нетрадиционными техниками, научились рисовать в различных техниках. Дети используют свои изобразительные работы в среде группы, в своих играх. В результате накопления впечатлений о природе и ознакомление детей с нестандартными материалами, уровень из технических навыков повысился, появились оригинальные, непохожие на другие работы. У детей повысился интерес к работам товарищей. Дети стали более уверенными, раскрепощенными в общении со сверстниками и взрослыми Взаимодействие педагогов и семьи оказывает положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к художественно - творческой деятельности Совместная деятельность родителя и ребенка в творческой деятельности сближает, объединяет и улучшает взаимопонимание межу ними. 25 марта 2022 в 18:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.